Куда можно пожаловаться на банк

С каждым днем количество людей, активно пользующихся банковскими услугами, неизменно растет. При этом далеко не всегда их отношения с кредитными учреждениями складываются в положительном ключе. Характер проблем, возникающих при использовании банковских продуктов, может быть самым различным. Например, чаще всего клиенты обвиняют банкиров в несанкционированном списании средств с личного счета. Нередки и жалобы на ошибки в начислениях и расчетах процентов, на неисполнение договорных обязательств (в т.ч. на изменение условий кредитования), на неуважительное отношение банковских работников и т.д. Непонятным остается только одно: куда в таких ситуациях следует обращаться со своими претензиями? Попробуем в этом разобраться.

Во-первых, в банке, как и в любом другом учреждении, специализирующемся на оказании услуг, должна иметься жалобная книга, где клиенты в любое время могут оставлять свои претензии. Только вот срабатывает данный способ не всегда. Куда более надежно отправить свою жалобу с помощью опции “обратной связи” на официальном сайте банка или подать письменную претензию, переслав ее по почте либо лично посетив офис кредитной организации.

Как правило, в крупных банках имеются целые отделы, специализирующиеся на работе с клиентскими претензиями. В их обязанности входят: проведение расследований по каждой из жалоб, выяснение их обстоятельств и причин, а также вынесение окончательного решения по правомерности заявления клиента. Обычно процесс рассмотрения претензий занимает порядка 1-2 недель, хотя на разрешение сложных проблем порой может уходить и несколько месяцев.

Если процесс переписки и переговоров с банком не принес желаемых результатов, лучшим вариантом будет получить консультацию юриста, а затем обратиться в Роспотребнадзор. Данная инстанция обязательно рассмотрит Вашу претензию, которая, к слову, может быть подана как в устной, так и письменной форме. Специалисты этого ведомства наделены довольно-таки широкими полномочиями, и им вполне под силу направить соответствующее исковое заявление в арбитражный суд.

Как показывает статистика, чаще всего сюда поступают жалобы на принуждение к оплате комиссионных вознаграждений за открытие и ведение кредитного счета, на незаконное повышение процентных ставок по потребительским займам, а также на плохой сервис кредитной организации и непрофессионализм банковских сотрудников. В настоящее время Роспотребнадзор предстает, пожалуй, самым эффективным ведомством, защищающим права граждан в подобных вопросах.

Другой организацией, помогающей разрешать проблемы банковских клиентов, является Федеральная антимонопольная служба. Обратиться сюда можно, например, в том случае, если банк запустил рекламу с недостоверными сведениями о конкретных кредитных продуктах или в принудительном порядке заставляет клиентов пользоваться услугами одной страховой компании. Подать жалобу в ФАС можно как официальным письмом, так и на сайте ведомства. Правда, ответ Вы получите лишь после завершения процедуры проверки, т.е. спустя 2-3 недели.

Если решить проблемы не помогли надзорные органы, рекомендуется обратиться в Центробанк России. На его официальном сайте работает специальная онлайн-приемная, где оставить жалобу может любой желающий. При составлении претензии в данное учреждение следует ссылаться на нарушение определенных норм банковского права, в ином случае вероятность получения необходимого результата будет находиться у нулевой отметки. Так или иначе, в последнее время Центробанк стал намного строже себя вести по отношению к недобросовестным банкам, в т.ч. начал применять серьезные штрафные санкции и даже отзывать лицензии.

Отдельного слова заслуживает еще одна инстанция, куда клиенты могут обращаться со своими жалобами, – это финансовый омбудсмен. Он вправе разрешать внесудебные споры между банками и частными лицами, при этом сумма, являющаяся предметом спора, не может превышать 300 тысяч рублей. Прежде чем отправляться к омбудсмену, необходимо направить претензию в адрес своей кредитной организации, подробно изложив в ней основную суть своей жалобы. Банк должен ответить по существу, обращаться же к омбудсмену можно только в том случае, если этот ответ Вас не устроил или вовсе не был получен.

Ну и, конечно, последний вариант – подать на банк в суд. В таком случае эксперты советуют обращаться к помощи профессиональных адвокатов, специализирующихся на банковских вопросах. Только помните: юристы кредитных организаций тоже не лыком шиты, а поэтому судебные процессы обычно затягиваются на целые месяцы, а то и годы.